Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Веломаршруты в Запорожье и Запорожской области

Пятница, 29.03.2024

  Одежда.

  Прежде всего зимой холодно, следовательно надо позаботиться об одежде, в которой не только комфортно можно было бы двигаться, но и было тепло на морозе и ветру и не потелось бы сильно. У каждого производителя вело одежды есть зимние варианты, специально рассчитанные на холодные сезоны. Для немного попроще, но не факт, что дешевле, вполне подойдёт горная/альп одежда BASK, RedFox, или та же Columbia, или что угодно, ориентированное на активный подвижный отдых зимой.

 Из вело-специализированного пожалуй стоит посмотреть зимнюю вело обувь, если ездить в контактах или какие нибудь лёгкие зимние трекинговые ботинки, если ездить на обычных топталках, а также бахилы на обувь сверху при любом из этих вариантов, которые защитят от продувания и от промокания от снега обуви, а значит сохранят тепло в том месте, где оно чаще всего теряется.

 В целом, при правильном подходе, можно обойтись и менее дорогими вещами, чем специализированное зимнее вело бельё, если одеваться правильно. Тут процесс сильно напоминает укомплектовку альпиниста перед штурмом. Прежде всего стоит остановиться на двух вариантах, отличающихся в основном самим подходом к экипировке, но перед тем как говорить о различиях упомянем про базовый нижний слой, который обязателен во всех вариантах.

   Нижний слой.

  Базовый нижний слой предназначен прежде всего не для сохранения тепла, а для его распределения и эффективного отвода воды от организма в виде пота. Поэтому нижний слой должен быть дышащим и не должен впитывать воду иначе остывая ваша спина, поясница и прочее рискуют начать быстро замерзать из-за того что влажная потная футболка, вместо того что бы беречь тепло, начнёт вас морозить. Ни в коем случае под низ не стоит одевать хлопок, х/б или что-то другое органического происхождения, потому, что оно очень хорошо впитывает воду и эта вода никуда не уходит, оставаясь в волокнах ткани.

 Дорогое нижнее термо бельё обычно изготавливается из ткани на основе полой полиэстеровой нити, эластичного и свободного дышащего плетения. Но нельзя и переусердствовать, плотная нейлоновая рубашка на голое тело превратится в баню местного масштаба и будет причиной того, что вы насквозь промокните от собственного пота. Прежде всего нижний слой должен дышать, это его основное назначение.

 На ноги, если нет термо кальсон, подойдут любые облегающие штаны с начёсом. Вообще, весь нижний слой должен плотно облегать, так он эффективнее будет отводить пот и предотвратит натирание при движении, но не должен стеснять движений. Что бы проверить эффективность нижнего слоя находясь в нём одном вам не должно быть жарко и вы должны чувствовать, что даже небольшой ветер вас продувает.

 Дополнительно стоит позаботиться о, пардон, гениталиях. Когда вдалеке от дома детородные органы начинают отмерзать становится очень не смешно. Желательно что бы нижнее бельё было плотно прилегающим, потому что всё, что торчит отмерзает быстрее. Никакие меры предосторожности в данном случае лишними не будут. Можно и под вело рейтузы одеть дополнительные вело трусы.

   Верхний слой. Спортивный, активный стиль катания, без длительных остановок. Softshell.

В этом случае лучше всего подойдёт решение Softshell. Принцип его заключается в малом количестве универсальных слоёв одежды. Одежда такого типа чаще всего является специализированной и представляет из себя нечто более жёсткое и толстое, чем обычная кофта, но при этом более мягкое, чем тяжёлая непродуваемая куртка. Приемущество такого решения в очень хорошей вентиляции и отводе излишнего тепла, без намокания тела. Недостаток же вытекает из преимуществ - на сильном ветру тепло из вас может выдуть очень быстро. Это может быть плотная полартековая куртка с виндстопером или одна куртка с виндстопером потоньше с одетой под низ тёплой кофтой или другой полартековой курткой.

   Верхний слой. Более холодные, экстремальные условия. Hardshell

  Основной принцип: максимально сильнее защитить вас от самой главной причины переохлаждения - выдувания тепла и создать автономный климат под верхним не продуваемым слоем. Одежда в данном случае разделяется на несколько специализированных слоёв, каждый из которых начинает выполнять свою отдельную роль.
  Средний слой - греющий и одновременно так же как и нижний базовый слой - дышащий. Это может быть мягкая тёплая кофта из того же полартека или шерсти, но надо иметь ввиду два момента, а именно то, что любые две не толстые кофты будут греть гораздо теплее чем одна толстая, потому что образуется больше воздушных прослоек. А также то, что шерсть, хоть и тёплый материал, но так же как и хлопок, постепенно набирает воду, становясь тяжёлой и перестаёт греть. Самая большая гигроскопичность у человеческого и лошадиного волоса, именно это свойство используется в старых механических влагомерах. Но наша задача не измерять влагу, а защищаться от неё, максимально эффективно, потому что зимой "сухо" означает прежде всего "тепло".

  Наружному слою отводиться более сложная задача. Во первых - это защита от внешних факторов, способных забрать наше тепло, в первую очередь это конечно ветер. В качестве верхнего слоя подойдёт тонкая мембранная куртка и штаны, можно обойтись и обычной болонью, главное, что бы они были не продуваемые. Не продуваемость позволит создать под верхним слоем микроклимат изолированный от внешнего. При наличии тёплого среднего слоя, тонкий верхний не продуваемый слой будет греть гораздо лучше, чем ещё одна толстая кофта натянутая сверху.

 Но изолировать внутренний климат от внешних факторов надо так, что бы оставалась возможность отвода лишнего тепла и влаги от тела, иначе очень быстро внутренний климат превратиться в сырую баню, даже на самом сильном морозе, а промокнув вы всё равно в итоге замёрзните. Жёсткие, тонкие, непродуваемые мембранные ткани, применяемые в одежде наружного слоя, как раз рассчитаны на это и подразделяются в основном по своим дышащим свойствам, т.е. способности эффективно пропускать наружу влагу в виде пара и не пропускать при этом снаружи воду и ветер.

 Конечно, можно обойтись и китайской прорезиненной капроновой курткой или штанами и если вы не планируете длительных остановок, то взопрев изнутри, не останавливаясь, вы не замёрзнете. Однако стоит только ненадолго остановиться и под курткой у вас образуется ледяная корка не хуже чем в морозилке старого холодильника. Мой собственный рекорд - 3,5 кг льда, добытого из под прорезиненной куртки после 9 часов непрерывного

движения при -18 °C.

  Что не стоит одевать зимой.

  Главное - не стоит понтоваться. Казуальный стиль это конечно круто, но те же джинсы, состоя из хлопка не только отсыревают по любому поводу, но и прекрасно продуваются. Засунь под них хоть пять шерстяных штанов - всё равно замёрзнешь на ветру. Ещё одно старое заблуждение, стоившее некоторым отмороженных пальцев ног - полиэтиленовый пакет поверх шерстяного носка. Принято считать, что таким образом носки остаются сухими от промокания снаружи. Бред. Без хорошего отвода пота носки за считанные минуты наберут воду из пота в волокна и перестанут греть.

  Длительные остановки.

  Если же вы планируете длительные остановки, а останавливаться вам всё равно придётся, так что будем считать, что вы их в любом случае планируете, то надо позаботиться о том, что бы не замёрзнуть в моменты бездействия. В любом случае, одежду для движения на велосипеде, так же как и при любом другом очень активном отдыхе, надо подбирать так, что бы стоя вам сразу же было немного холодно, тогда при езде вы не будете сильно потеть. В этом случае надо обязательно позаботиться о том, что бы не остыть на остановках. Необходимо иметь с собой тёплую лёгкую куртку или жилетку, лучше всего пуховку, которую можно накинуть при остановке, а потом плотно свернуть и убрать в сумку, рюкзак или на багажник. Очень не лишними будут вторые не продуваемые тёплые перчатки (тёплые варежки) потому что при сильном ветре руки могут очень неожиданно промерзать, а при остановках кровообращение замедляется и руки начинают быстро мёрзнуть. Помните, даже если вы не планируете остановки, в дороге может быть всякое, от поломки велосипеда до форс мажора.

  Дополнительная обработка одежды.

  Все дышащие ткани работают эффективно только тогда, когда они сухие, т.е. имеет место парадокс, при котором стоит только смочить ткань снаружи, как сразу же вы начинаете сильно мокнуть изнутри. Можно сколько угодно говорить о превосходных дышащих свойствах брезента, пока он сухой, но стоит попасть лишь под маленький моросящий дождь на 5 минут и брезент начинает вести себя как плотный полиэтилен, наглухо блокирующий ход воздуха. Современные мембраны имеют не органическую природу и следовательно не впитывают волокнами ткани воду, но всё равно, если сильно смочить любую мембрану, то вода образует тонкую плёнку по поверхности, опять же блокируя отвод влаги в виде пара. Единственный выход - не дать воде задерживаться и скапливаться на поверхности.

 Все специализированные зимние куртки, штаны, обувь и т.д. ещё на стадии производства покрываются специальной водоотталкивающей пропиткой, предотвращающей образование водяной плёнки на поверхности. Однако после первой же хорошей стирки, водоотталкивающие свойства пропитки могут быть успешно смыты обычным стиральным порошком. Промышленность выпускает сейчас пропитки для домашнего использования и чаще всего это либо средство для стирки, вместо агрессивного к пропитке стирального порошка, средство для полоскания, восстанавливающее водоотталкивающие свойства по объёму ткани и спреи и аэрозоли для наружной обработки.

 Не стоит пренебрегать дополнительной обработкой одежды, если вы планируете долгие покатушки зимой или тем более собираетесь в зимний поход, ведь даже дополнительно обработанная китайская куртка с рынка за пару сотен рублей будет работать гораздо лучше, чем несколько раз стиранная дорогая экстремальная мембранная куртка .

  Термос, горячее питьё.

  Как мы уже отметили, главная проблема зимы - холод, и как знает любой велосипедист, основная проблема при езде на велосипеде в любой сезон - потребность в постоянном возобновлении потерянной воды. Универсальное средство для массового убийства двух зайцев сразу - термос с горячим питьём. Глоток горячего чая способен согреть лучше, чем вторая куртка, потому что куртка сохраняет тепло, а чай отдаёт своё, согревая. Термоса сейчас можно купить любого размера и формы, но лучше если это будет не китайский термос с кнопками, а термос с обычной плотно закручивающейся пробкой. Небольшой полулитровый термос может как раз входить в стандартный флягодержатель на раме. Термос зимой является элементом необходимым для выживания, а не элементом роскоши или понтов.

  Защита лица и головы.

  При более холодной погоде или при более длительных покатушках стоит позаботиться о защите лица. От ветра обычно сильно начинают слезиться глаза, а на холодном ветру это может быть просто невыносимо, поэтому очки нужны не только летом, но и зимой. Если вы постоянно носите очки, то лучше если оправа очков будет неметаллической иначе обморожения не избежать. При более сильном ветре стоит позаботиться о широкой маске, работающей как забрало. Для защиты горла и щёк хорошо подойдёт балаклава - шапка-маска, целиком закрывающая голову, с прорезями для глаз. Можно, впрочем, обойтись и обычным длинным шарфом.

 Для защиты ушей, если в шапке слишком жарко, хорошо поможет лёгкая на лобная повязка, которую используют лыжники и альпинисты. Если же зимой вы не расстаётесь со шлемом, то вам может пригодиться тонкий, тёплый подшлемник.

 Балаклавы и подшлемники существуют как альпинистские, так и специализированные велосипедные. Отличаются они обычно тем, что первые рассчитаны на более низкую температуру эксплуатации.

источник:http://velo100.ru

читать также Вынос руля велосипеда

javascript://