Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Веломаршруты в Запорожье и Запорожской области

Четверг, 25.04.2024

                                                       Износ трансмиссии велосипеда .

   Трансмиссия - это комбинация разных металлов, от цепи из твердой стали, которая распределяет беспрерывную нагрузку, до сравнительно мягкого сплава ведущих звездочек. Это в свою очередь истирает зубья в острые как бритва волны, и, если этого не заметить, это приведет к проскальзыванию цепи при нагрузке и в результате пагубно скажется на работе переключения передач. Пластиковые ролики натяжения поживают немного лучше, истирая свои грани и постепенно становясь все более и более шумным.
  

 

 

 Руководство, которое поможет вам оценить степень износа трансмиссии и определить, как долго ее еще можно использовать, прежде чем ей придет конец.

Необходимые инструменты

  • Торцевой ключ на 5мм или ключ Torx T-30
  • Измеритель износа цепи
  • Средство для удаления смазки и противозадирная смазка
  • Съемник болта ведущей звездочки
  • Выжимка цепи (размыкатель цепи) и "хлыст" для задних звездочек
  • Съемник кассеты
  • Большой разводной ключ


  1. Очистите трансмиссию
  Первая вещь, которую нужно сделать - это почистить и промыть цепь и остальную трансмиссию. Разница между полным износом цепи и почти полным не так велика и налипшая грязь на звеньях цепи не позволит достаточно точно провести измерения и уж точно не упростит их. Кроме того, кому хочется испачкаться в масле во время работы?

  Пройдитесь по всей трансмиссии очистителем масла, горячей мыльной водой и щеткой. Многие райдеры после поездок по грязи отмывают раму, оставляя грязь на цепи и звездочках, но должно быть все совсем наоборот. Рама не изнашивается, если на ней есть грязь, а компоненты трансмиссии от грязи изнашиваются быстрее.

   2. Измерьте износ цепи
  Обычная велосипедная цепь является чудом инженерной мысли. Простой набор соединенных друг с другом металлических пластин и роликов могут справляться с нагрузкой огромной величины. Однако, даже металл может вытягиваться и бывает, можно найти цепь, которая вытянулась на величину до 5мм (примерно половина звена) в длину.

  Возьмите ваш измеритель износа цепи и вставьте короткий измерительный щуп на стороне A в звено. Противоположный конец измерителя должен попасть где-то между роликов.
На не изношенной цепи длинный измерительный щуп не пройдет между роликов. В этом случае, износ цепи составляет меньше 0.75мм и вы можете продолжать ездить на ней.

 

 

 

     3. Признаки износа цепи

   Если длинный измерительный щуп пройдет между роликами цепи, это означает, что износ цепи находится между 0.75мм и почти 1мм. Вы еще можете ездить на ней, но будьте внимательны, т.к. цепь вытянулась, то приведет к более быстрому износу мягких алюминиевых звездочек. Постарайтесь заменить цепь когда будет первая возможность.

 

 

 

 

4. Проверьте второй раз

   Если длинный измерительный щуп прошел между роликами, переверните измеритель износа другой стороной и измерьте точно те же звенья другой стороной инструмента. Если, когда короткий щуп находится в нужном положении, длинный щуп все еще проходит между роликами, то у вас износ цепи больше 1мм. Это уже серьезная величина износа и цепь нужно обязательно заменить. Если ее не заменить как можно раньше, то такая цепь приведет к непоправимому износу всей трансмиссии.

 

 

 

  

 

  5. Снимите цепь

   Для цепей Shimano нужен специальный инструмент, чтобы ее разъединить. Так как цепь, которую вы снимаете уже изношена, вам не нужно беспокоиться о том, чтобы снять ее аккуратно, просто разъедините цепь и вытащите ее из трансмиссии. Разложите ее на полу, вытянув по прямой.

  6. Измерьте вашу цепь

   Возьмете вашу новую цепь и положите ее рядом со старой, выровняв один конец, чтобы увидеть, сколько звеньев с нее нужно снять, чтобы получить нужную длину. Вы увидите, что уже на половине длинны старая цепь проявляет свое растяжение, т.к. положения ее звеньев уже не совпадают с новой цепью. Убедитесь, что вы учитываете это, когда будете убирать звенья с новой цепи.

 7. Установите новую цепь

   В цепях SRAM используется система с разделяемым звеном Powerlink, что дает возможность снимать и устанавливать цепь без использования специальных инструментов. Для цепей Shimano требуется специальный соединительный пин (который идет вместе с каждой новой цепью), поэтому вставьте его в соответствующую пластинку звена и запрессуйте в нужное положение с помощью выжимки цепи. Отломайте ненужные части плоскогубцами. Если только что соединенное звено плохо гнется, смажьте его со всех сторон и немного поизгибайте. Обычно, это возвращает звену гибкость.

 8. Осмотрите ведущие звездочки

   Передние звездочки подвергаются сильной нагрузке. Их делают из мягкого алюминиевого сплава, чтобы они были легкими, но это также означает, что они постоянно натираются стальной цепью.Когда цепь изнашивается, ее шаг (расстояние между роликами цепи) увеличивается. Это приводит к тому, что ролики цепи нажимают на звездочку с большим давлением и сильнее изнашивают ведущие грани зубьев звездочки. Со временем, это приводит к тому, что зубья загибаются и их верхушки становятся похожи на волны.
Осмотрите ваши звездочки на наличие загнутых зубьев, образовавшихся в результате растяжения цепи. Также проверьте звездочки на наличие изгиба, отломанные зубья, кроме того, звездочка может быть подвержена износу по другим причинам, не связанным с цепью.

 9. Проверьте диаметр окружности крепежных болтов звездочки (BCD)

  Убедитесь, что ваши новые звездочки рассчитаны на тот же диаметр окружности крепежных болтов (на упаковке часто обозначается сокращенно BCD). Также убедитесь, что она рассчитана на то же количество болтов, в магазине запросто можно купить неподходящую. Замена ведущих звездочек самое подходящее время, чтобы обдумать переход на более твердый (износоустойчивый) вариант или на другое количество зубьев.

 10. Снятие изношенных ведущих звезд
   Воспользуйтесь торцевым ключом на 5мм (некоторые новые шатуны используют болты Torx T-30) чтобы снять изношенные звезды.
 11. Чистка паука и звезд

   Протрите проушины креплений звезд чистой тряпкой. Паук становиться достаточно невзрачным и грязным от постоянного использования, а грязь, оставленная в местах крепления помешает установить звездочки ровно. Кроме того, это хороший обычай, чистить все детали перед сборкой. Также осмотрите степень износа отверстий болтов шатуна, особенно карбоновых шатунов.

    12. Выравнивание ведущих звездочек

   Убедитесь, что вы правильно выровняли звездочки. Имя бренда должно смотреть наружу и штырь для переключения цепи на большой звездочке, а также выступы на внутренней стороне всех звезд должны располагаться по одной линии вдоль правого шатуна. Это обеспечивает правильное расположение штырей и скосов для переключения на большие звезды. Тут вы, возможно, засмеетесь, но мы повидали разное.

 

 

13. Добавьте противозадирную смазку

  Чтобы избежать в будущем трудностей с откручиванием болтов звездочек из-за их приржавления (прикипания), полезно будет защитить резьбовое соединение, смазав его достаточным количеством противозадирной смазки. Если у вас нет такой, купите какую-нибудь, а на время можете заменить ее любой обычной смазкой.

 14. Осмотрите кассету

   Просто от того что зубья кассеты сделаны из твердой стали, они не защищены полностью от разрушительных последствий износа. В действительности, зубья кассеты могут изнашиваться очень быстро, когда цепь будет растянута, что приведет к похожим "загибам" зубьев, как это происходит на более мягкой ведущей звездочке. Кассета дороже по сравнению с новой цепью, поэтому лучше заменять цепь раньше и сберечь кассету.
   Изношенный кластер кассеты легко обнаружить тем же способом, что и ведущие звездочки. Посмотрите на увеличение шага между зубьями, особенно на средних пяти звездах, а также обратите внимание на изогнутые, потерянные или с другими дефектами зубья. Помните, что зубья задних звездочек, когда они новые, не все одинаковые, некоторые меньше размером и сильнее повернуты, чтобы предоставлять возможность для более быстрого переключения передач.

  15. Снимите кассету

  С помощью "хлыста" для кассеты, съемника и большого разводного ключа снимите кассету, как показано на рисунке. Стопорное кольцо кассеты может оказаться неподатливым. Вместо того, чтобы понемногу увеличивать усилие, попробуйте резко сильно увеличить усилие на "хлыст" и разводной ключ, такой способ часто оказывается более эффективным для ослабления стопорного кольца.

 

 

  16. Установите кассету

   Расположите на одной линии узкий выступ на барабане с узкой канавкой на кассете и вставьте кассету на место. Большие звезды объединятся вместе, малые пойдут в разнобой. Убедитесь, что вы установили их в нужном порядке и правильной стороной, а также проверьте, что необходимые разделители находятся на своих местах. Установите и затяните стопорное кольцо с моментом 14Нм.

  17. Замените ролики

  Эти маленькие ролики делают свою безупречную работу, чтобы переключение передач происходило быстро и четко. При этом они сделаны из пластика и они не вечные. Кроме того они подвержены попаданию смазки цепи на них, а значит и липкой грязи. Она работает как абразивная паста, которая ускоряет их износ.

 

javascript://