Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Веломаршруты в Запорожье и Запорожской области

Суббота, 20.04.2024

  Планирование велопохода также интересно и увлекательно, как его осуществление. Особенно хорошо это получается зимой, в ожидании начала сезона. При отсутствии практики езды, эта ниша заполняется рассматриванием карт, составлением будущих маршрутов, изучением рельефа и другими вещами.

Планирование велопохода.  

 Обычно маршрут определяют в соответствии с тремя основными факторами.

 1.Посещение достопримечательностей. Как правило именно это определяет основной маршрут. Можно конечно поставить перед собой цель проехать за время всего велопохода максимальное расстояние, которое впечатлит всех, кто будет читать о нём отчёт. Но глупо будет проезжать мимо интересных мест, в ущерб расстоянию.

 2.Исключение из маршрута сложных высокогорных участков (не для всех), промышленных загрязнённых районов и дорог с большим количеством транспорта.

 3.Где остановиться на ночлег. Планирование поездки с учётом расположения гостиниц и другого жилья на пути следования, цен на услуги и условиями проживания. Если ночёвки предусмотрены в палатках, то учитывается расположение турстоянок и кемпингов.

    Организационные моменты при планировании велопохода

 1.Расчёт средней скорости. Показатель, при расчёте которого очень часто ошибаются и переоценивают свои возможности. К нему надо подходить не так оптимистично, как хотелось бы. Важно знать и изучить заранее рельеф местности по картам. При езде по более или менее ровной поверхности с багажом около 20 кг, средняя скорость как правило составляет 15 – 20 км/ч. На участках с более сложным рельефом местности, перевалах или в плохую погоду этот показатель резко падает.

 2.Точный план поездки по дням. Когда он определён, это не значит, что получится именно так, как он был изначально задуман. Вполне возможно, что всё прийдётса менять на ходу, в зависимости от сложившихся обстоятельств. Необходимо иметь запасной план. Если поездка продолжительная, то в её середине можно предусмотреть день на отдых и ещё один день оставить в резерве.

 3.Выбор карт. Карты с масштабом 1 : 300 000 как правило хороши для асфальтированных дорог, а в горной и лесистой местности потребуются карты с масштабом 1 : 100 000 или лучше 1 : 50 000. Даже они не дают гарантии, что вы легко разберётесь на местности. Лучшим вариантом будет использование GPS навигатора совместно с картой.

 4.Вода в дороге. Больше 2 – 3 литров воды как правило с собой в поездку не берут. На предполагаемом пути следования надо знать источники, родники и т. д. Как правило туристические стоянки расположены там, где есть питьевая вода.

 5.Список контактов. Обыкновенный блокнот со списком основных телефонов и адресов не оставит вас наедине со своими раздумьями в случае утери или повреждения мобильного телефона, что случается очень часто.

 6.Деньги и документы. Кроме наличных денег необходимо иметь кредитную карту. Деньги лучше разделить на 2 – 3 части (например одна в велосумке, вторая в подрамной сумке, третья в кармане).

 7.Прогноз погоды. Долговременный прогноз погоды на 7 – 10 дней позволит взять с собой необходимую одежду или не взять лишнюю.

  Любые непредвиденные обстоятельства не должны помешать достичь конечного результата.


                                           Как правильно укладывать велосумку

Правильная укладка велосумки.

1. Самые тяжёлые предметы необходимо укладывать на дно сумки и как можно ближе к велосипеду.

2. По возможности наиболее равномерно распределить вес между двумя сторонами велосипеда.

3. Если используется также передняя велосумка, то распределение веса должно быть примерно 70% на задний багажник и 30% на передний.

4. Самые необходимые вещи укладывать всегда сверху. Это может противоречить первому пункту, но в данном случае практичность берёт верх.

5. Найдя оптимальный вариант распределения вещей в велосумке, не меняйте их расположение при последующих поездках. Это позволит знать какую часть сумки открыть, куда залезть рукой и быстро найти нужную вещь.

6. Весь набор велосумки желательно упаковывать в отдельные полиэтиленовые пакеты, защитив содержимое от промокания.

7. Все ценные вещи: деньги, мобильный телефон, фотоаппарат, документы, карты и….туалетную бумагу держать отдельно в непромокаемом пакете ( можно в подрамной сумке, если поместятся).

  Правильная  укладка  велосумки позволяет сбалансировать велосипед и сэкономит много места, что позволит взять в поезку дополнительные вещи.


Использование GPS навигатора для поездок на велосипеде

  В течении последнего десятилетия, GPS (глобальная система позиционирования) стала неотъемлемой частью нашей жизни. Благодаря своим качествам она с успехом стала применяться в туризме. Использование GPS навигатора для поездок на велосипеде позволяет сэкономить время и сделать свои поездки комфортными и безопасными.

GPS, что это такое?

Использование GPS навигатора для поездок на велосипеде. 

 Глобальная система позиционирования была разработана американскими военными в конце семидесятых и начале восьмидесятых годов прошлого века. После того, как правительство США открыло систему для общего пользования, она стала применяться практически во всех сферах жизни, начиная с промышленности и заканчивая гражданскими лицами. Все, кто имеет приёмник может независимо от места нахождения, времени, высоты над уровнем моря, погодных условий может определить свои координаты. Причём совершенно бесплатно.

  Система состоит из трёх основных компонентов: 24 х спутников, которые вращаются на орбите Земли; наземных станций управления и контроля, и GPS-приемников, принадлежащих пользователям. Если приёмник получает сигнал хотя бы от трёх спутников, то он сможет рассчитать время и координаты своего положения на карте. Связь с четвёртым спутником позволяет рассчитать высоту над уровнем моря.

Три понятия в GPS

Использование GPS навигатора для поездок на велосипеде.

 Точки.Фиксированные координаты широты и долготы, которые создаются и сохраняются в памяти приёмника. На экране пользователь видит своё положение в виде иконки и сравнивает его с точками, отмеченными раньше.

 Маршрут.Представляет собой ряд точек, загруженных заранее, которые определяют предполагаемый путь.

 Трек.Серия точек вдоль маршрута, который вы проехали. Трек позволяет развернуться и повторить поездку в обратном порядке, если вы заблудились.

  Основные технические и конструктивные особенности, которыми должен обладать GPS навигатор, который используется при поездках на велосипеде.

  1.Определение местоположения. Основная функция, которая есть у любого класса GPS приёмников. Заключается в определении конкретного места в системе координат.

  2.Навигация между точками. Если вам надо попасть из точки A в точку B и вы ввели их координаты в навигатор, то он прямой линией укажет направление и расстояние от точки F в точку B.

  3.Навигация по участкам. Если у вас маршрут по точкам А > B > C > D, то навигатор сначала с помощью прямой линии укажет расстояние и направление на точку B. Когда вы достигните точки B, навигатор укажет на точку C и так далее.

  4.Сохранение трека. Сохранение в памяти приёмника точек преодолённого участка, чтобы при необходимости вернуться по нему назад или после поездки сохранить его в компьютере.

  5.GPS приёмник с детальной картой. Позволяет указывать повороты и фиксировать отклонения от маршрута, то есть пользователь видит фактический маршрут, а не просто стрелку с направлением.

  6.Базовая карта. Желательно в навигаторе должна быть базовая карта, а также возможность загрузки дополнительных карт.

  7.Память. Минимум 8 Мб встроенной памяти и возможность сохранения 20 ти маршрутов, а ещё лучше 20 – 50 Мб и 50 – 100 маршрутов, а также сменные карты памяти.

  8.Каналы. Должно быть как минимум 12 каналов, чтобы отслеживать достаточно спутников для качественного приёма.

  9.Компьютерный интерфейс для загрузки карт, подготовленных маршрутов и путевых точек.

  10.Приборы. Компас и высотомер.

  11.Надёжность. Водонепроницаемый корпус и аккумулятор большой ёмкости.

  Конечно, чем больше возможностей заложено в навигатор, тем выше его цена. Но даже самый простой вариант намного упростит поездку. Использование GPS навигатора для поездок на велосипеде позволит заранее составить маршрут и оптимизировать его под себя.


Как выбрать велокомпьютер

Как выбрать велокомпьютер. 

 Как выбрать велокомпьютер. Велокомпьютер для велосипеда нужный аксессуар, который даёт массу необходимой дополнительной информации, с помощью которой можно контролировать и систематизировать свои поездки.
Конструкция велокомпьютера состоит из датчика (геркона), расположенного на вилке и магнита на спице колеса. Магнит, при вращении проходит мимо датчика и вызывает замыкание его контактов. Импульс по проводу, или с помощью радиосигнала поступает непосредственно в велокомпьютер, где он сопоставляет и вычисляет данные и выводит информацию на экран.

 Требования, предъявляемые к современным велокомпьютерам

1. Водонепроницаемость.
2. Устойчивость к перепаду температур.
3. Устойчивость к вибрации и тряске.
4. Выдавать максимальное количество полезной информации в простом и понятном виде.

Функции простого велокомпьютера

- определение общего пробега;
- определение текущего (суточного) пробега;
- определение скорости движения на данный момент времени;
- определение средней скорости за определённый период времени или пройденного расстояния;
- показывать текущее время;
- считать время одной поездки;
- считать общее время, проведённое на велосипеде;
- вычислять среднюю скорость велосипеда;
- запоминать максимальную скорость велосипеда;
- при остановках переходить в энергосберегающий режим;
- иметь возможность установки на любой тип велосипеда;
- быть легкосъёмным с велосипеда.

Функции более продвинутого велокомпьютера

- показывать уменьшение или увеличение от значения средней скорости;
- вычислять каденцию велосипедиста;
- определять температуру окружающего воздуха;
- определять пульс велосипедиста;
- при встроенном альтиометре определять высоту над уровнем моря;
- показывать номер используемой передачи;
- определять координаты с помощью GPS навигатора;
- возможность перепрограммирования.

Как выбрать велокомпьютер.

 По способу передачи данных от датчика к блоку компьютера различают проводные и беспроводные велокомпьютеры. Проводной более надёжный, но имеет свои недостатки: можно повредить провод об препятствия, а также укладка провода требует соблюдения некоторых правил. В случае с беспроводным компьютером датчик на вилке представляет собой небольшой радиопередатчик с автономным питанием. Посланный им радиосигнал в аналоговом или цифровом виде поступает в блок компьютера. Беспроводные велокомпьютеры выпускают как в стандартном исполнении с креплением на руле, так и в виде браслетов на руку, которые как правило имеют датчик измерения пульса. Преимущества беспроводных велокомпьютеров уравновешиваются их недостатками. Любое электромагнитное излучение, будь то мобильный телефон или линия электрорпередач может помешать компьютеру получить и обработать данные. Также недостатком является больший вес из-за громоздких элементов питания и высокая цена.

Как выбрать велокомпьютер. 

 

  Какой выбрать велокомпьютер каждый решает по своему желанию и финансовым возможностям. Простые и недорогие модели отлично работают и выдают достаточно информации, чтобы сделать поездки на велосипеде более интересными.


Категория сложности велопохода

Категория сложности велопохода.

   1-я категория сложности

Количество, дней – 6.
Общее расстояние не менее, км – 250.

   2-я категория сложности

Количество, дней – 8.
Общее расстояние не менее, км – 400.
По равнинной местности:
не менее 150 км по грунтовым дорогам, при их отсутствии не менее 800 км по дорогам с твёрдым покрытием.
По горной местности:
не менее 75 км по грунтовым дорогам. Общий набор высоты не менее 2000 м по грунтовым дорогам или 4000 м по дорогам с твёрдым покрытием.

   3-я категория сложности

Количество, дней – 10.
Общее расстояние не менее, км – 500.
По равнинной местности:
не менее 200 км по грунтовым дорогам, лесным и полевым тропам, при их отсутствии не менее 1000 км по дорогам с твёрдым покрытием.
По горной местности:
не менее 100 км по грунтовым дорогам. Общий набор высоты не менее 4000 м по грунтовым дорогам или 7000 м по дорогам с твёрдым покрытием.

   4-я категория сложности

Количество, дней – 13.
Общее расстояние не менее, км – 600.
По равнинной местности:
не менее 300 км по грунтовым дорогам, лесным и полевым тропам, при их отсутствии не менее 1200 км по дорогам с твёрдым покрытием.
По горной местности:
не менее 150 км по грунтовым дорогам. Общий набор высоты не менее 7000 м по грунтовым дорогам или 10 000 м по дорогам с твёрдым покрытием.

   5-я категория сложности

Количество, дней – 16.
Общее расстояние не менее, км – 700.
По равнинной местности:
не менее 200 км по грунтовым дорогам с заболоченными и песчаными участками, по лесным массивам, с преодолением вброд водных преград. При их отсутствии, не менее 1000 км по дорогам с твёрдым покрытием.
По горной местности:
не менее 200 км по грунтовым дорогам. Общий набор высоты не менее 10 000 м по грунтовым дорогам или 15 000 м по дорогам с твёрдым покрытием.

   6-я категория сложности

Количество, дней – 20.
Общее расстояние не менее, км – 800.
По равнинной местности:
не менее 500 км труднопреодолимых дорог с песчаными или заболоченными участками и лесными массивами, преодоление водных препятствий с наведением как минимум одной переправы. При их отсутствии не менее 800 км по дорогам с твёрдым покрытием.
По горной местности:
не менее 250 км по грунтовым дорогам. Общий набор высоты не менее 12 000 м по грунтовым дорогам или 20 000 м по дорогам с твёрдым покрытием, а также преодоление хотя бы одного категорийного перевала или реки с наведением переправы.


                            Картография в велотуризме

  Картография в велотуризме, как и во многих других видах активного отдыха играет очень важную роль. Хорошая карта – это огромное количество информации, используемой во время велопохода или при его планировании. Прежде всего надо разобраться какие карты необходимы велосипедисту, и какую информацию он хочет из них узнать?

Картография в велотуризме.  

      Административная информация

  Карта предназначена не только для того, чтобы узнать как добраться из одной точки в другую. Человеку, который путешествует на велосипеде, в первую очередь необходима топонимическая информация. Топонимика – раздел науки, который занимается изучением географических названий и их происхождением, а также их смысловым значением. Такая как: названия регионов; населённых пунктов, в том числе самых небольших; основных, второстепенных и просёлочных дорог с указанием расстояния между точками; железнодорожных дорог; дорожной инфраструктуры и массу другой полезной информации. Наконец, вся эта многочисленная информация должна быть пропечатана чёткими и читаемыми шрифтами соответствующих цветов и размеров.

      Туристическая информация

  Информация, которая помогает туристу в дороге и быту о туристической инфраструктуре, такой как: кемпинги; туристические стоянки; гостиницы; места, где можно пополнит запас воды и продуктов. Так как путишевствуют для того, чтобы многое увидеть, то карты должны содержать информацию об основных достопримечательностях и известных местах, интересных туристу.

     Географическая информация

  Географическая информация представлена в виде нанесения на карты названий и расположений горных хребтов, гидрографической сети, лесных массивов, сельскохозяйственных угодий и т. д. Чтобы получить исчерпывающую географическую информацию применяют два основных понятия: масштаб карты и измерение высоты.

     Масштаб карты – численное соотношение рамера изображения на карте к действительному размеру объекта. Если карта имеет масштаб 1 : 100 000, то 1 см на карте равен 1км, или если масштаб 1 : 50 000, то 1 см равен 500 м. Ну, это знают все. Необходимый масштаб карты выбирается в зависимости от тех мест, где проходит поездка. Если она проходит по основным асфальтированным дорогам и заблудиться шанс небольшой, то подойдут карты с масштабом 1 : 300 000 или даже 1 : 500 000. При густой дорожной сети с большим количеством малых населённых пунктов и наличием местных дорог лучше использовать карты с масштабом 1 : 200 000. В малонаселённой местности, особенно в горной применяются карты с масштабом 1 : 100 000, а лучше 1 : 50 000. В этом случае карты должны иметь географическую направленность с большим количеством ориентиров. Обычно топографические карты с таким масштабом удовлетворяют потребности туристов. Но они охватывают максимальное расстояние 30 – 50 км по вертикали или горизонтали. Поэтому необходимо иметь карты с различными масштабами. На хорошей карте можно найти достаточно географической информации для путешествия, главное уметь пользоваться картой, чтобы ориентироваться на местности. При отсутствии элементарных навыков, заблудиться можно и с картой.

   Рельеф местности. Обыкновенные карты дают информацию в двухмерной плоскости. Но велосипедист, который путешествует также нуждается в третьем виде информации, такой как рельеф местности или альтиметрии. Альтиметрия – часть геометрии, которая занимается изучением и измерением высот. Рельеф на карте показывается тремя способами: гипсометрические карты, затемнением и с помощью контуров.

   Гипсометрические карты – каждый диапазон высот показан определённым цветом. На карте есть информативная линейка с пояснением какой цвет соответствует ка кому промежутку высоты. Линейка начинается с зелёных цветов, соответствующих равнинной местности и переходящие в коричневые по мере возрастания высоты. Самый удобный и наиболее наглядный метод показать состояние рельефа на данном участке местности.

Картография в велотуризме.

  Затенение – способ при котором на карте происходит сгущение тени по мере того, как увеличивается крутизна склона. Те участки, которые имеют горизонтальную плоскость, имеют белый цвет. То есть, затеняются те участки, на которых есть крутизна склона. Не очень точный способ показать состояние рельефа. Используется для облегчения толкования общей картины состояния рельефа.

Картография в велотуризме.

  Контуры – технический способ показания рельефа на топографических картах, с помощью системы контурных линий. Контурная линия – это линия,которая соединяет все точки, находящиеся на одной высоте. Система даёт абсолютно точную информацию о рельефе. Некоторые хорошие географические карты, которые имеют массу туристической информации также имеют контурные линии. Мы имеем карту в трёх измерениях, что помогает при планировании поездки. По контурной карте легко составить график перепада высот. При масштабе 1 : 50 000 равноудалённость между кривыми равна 20м. При масштабе 1 : 100 000 равноудалённость межу кривыми составляет 40м.

Картография в велотуризме.

График перепада высот.

   Дополнительная информация

  Во многих картах содержится масса дополнительной информации, которая печатается в тех местах, где нет основной: таблицы расстояний между объектами, телефонами гостиниц и спасательных служб, названия и контакты магазинов туристического снаряжения и так далее.

  В общем, можно сказать, что хорошая карта для путешествий на велосипеде должна иметь много административной, туристической и географической информации, иметь нужный масштаб и легко читаться. Правильное использование картографии в велотуризме позволяет точно распланировать велопоход и облегчить своё путешествие.


                             Дневной пробег в велопоходе

  Велотуристы условно делятся на любителей бездорожья и тех, кто предпочитают путешествовать по асфальту. Рассчитать дневной пробег в велопоходе по асфальту довольно просто. В таблице примерно указаны максимальные пробеги, которые можно преодолеть в день в велопоходе.

                                                               Дневной пробег в велопоходах различной сложности

Дневной пробег в велопоходе

  Данные в таблице скорей подходят не для новичков, даже при езде по равнинной местности. Закладывать в план велопохода по 50-70 км в день, если у Вас мало опыта не стоит. Можно выдерживать такой темп два три дня, а потом прийдется корректировать и вносить изменения в план похода или ехать через силу. Увеличить количество проеханных километров в день намного легче, чем пытаться с трудом нагнать график. Много зависит от стиля похода и общей подготовленности группы (цифры, приведенные в таблице подходят для экспедиционного туризма с рюкзаками и палатками).

На что велотурист тратит время?

  Новички, посмотрев в таблицу и навскидку вычислив могут посчитать, что 80 км по асфальту займут часа четыре, не больше! Но это не совсем так. На что велотурист тратит время в походе? По большому счету большинство времени уходит на все, что угодно, только не на саму езду на велосипеде. После дневного перехода в обычном походе компьютер велосипеда показывает 4-5 часов чистой езды на велосипеде, плюс минус полчаса. Общее время с привалами и остановками куда больше, до 8 часов. На что уходит остальное время суток:

- сон, больше всего велотурист тратит времени на сон, чтобы отдохнуть и набраться сил для следующего перехода – 8 часов;
- собраться и разложиться: вечером надо поставить лагерь, приготовить пищу, поесть, а утром тоже поесть и собраться. Вечером 1,5-2,5 часа и утром столько же. всего 3-5 часов, в зависимости от опыта.

  Оставшиеся 4-5 часов тратятся на осмотр достопримечательностей, покупки в магазинах, ремонт или настройку велосипеда, пережидание непогоды, поиск дороги. Так что планируя велопоход все это необходимо обязательно учитывать.

Как рассчитать поход в горной местности

  Велопоходы по горам требуют тщательной подготовки. Сама езда по горам на велосипеде является экстремальной – серпантины дорог, плохие погодные условия, внезапная перемена погоды – снегопады, дожди, сильный ветер – все это требует серьезно готовиться с привлечением отчетов других туристов и справочников. В горной местности поход рассчитывается не только по километражу, а и по набору высоты. При дневном наборе высоты до 800-1000 м, поход считается простым, до 1500-1800 м поход средней сложности, а свыше 1800 м является сложным. Эти цифры актуальны для асфальта – учитывают суммарный набор высоты за день. Грунтовые горные подъемы намного сложней.

читать далее



javascript://