Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Веломаршруты в Запорожье и Запорожской области

Среда, 24.04.2024

Правильное использование и техническое обслуживание горного велосипеда.

Как нужно мыть байк?
  Отколупываем чем-нибудь комья грязи,  смываем оставшуюся грязь водой, можно с небольшим количеством моющего средства. Нужно следить за тем, чтобы вода не попадала внутрь подшипников втулок, каретки, рулевой и других, если есть. Можно помыть под душем в ванной (не забывая о подшипниках).

Можно ли мыть байк струёй воды под давлением (например, на автомойке или аппаратом для мытья авто)?
  Не рекомендуется, вода и грязь могут попасть в подшипники — давление воды довольно высокое.

Чем очистить от смазки подшипники, каретку, колонку руля, ролики заднего переключателя и другие части?
  Спиртом, бензином, керосином и т.п. Уайт-спирит оставляет жирную плёнку. Лучше чистить байк на улице, или в хорошо проветриваемом помещении. Керосин может повредить детали из резины и мягкой платсмассы.

До какого давления необходимо накачивать шину?
  Сбоку почти у всех покрышек написано рекомендуемое давление. Например 2.8 — 4.6 kg/cm2. Чем выше давление, тем легче ехать быстро, чем меньше давление — тем лучше сцепление с дорогой и управляемость байка.

Как перевести рекомендуемое давление в шине из непонятных PSI в атмосферы?
  Рекомендации по давлению в шине могут быть даны в фунтах на кв. дюйм (PSI), барах (Bar) или килограммах на кв. сантиметр (kg/cm2).
1 Bar = 1 kg/cm2 = 1 атм = 14.2 PSI;
1 PSI = 1 Bar / 14,2; 1 Bar = 1 PSI * 14,2

Можно ли ездить на не накачанных или перекачанных шинах?
  Лучше стараться этого не делать. Езда на недокачанных шинах ведет к быстрому протиранию покрышки ободом вдоль борта, после этого камера может взорваться в самый неожиданный момент, в любом случае, покрышку останется только выкинуть. При проезде препятствий можно легко пробить камеру ободом (так называемый «змеиный укус»). Перекачанная шина легко прокалывается, ухудшается сцепление, сильно «колбасит» на неровностях дороги. Неравномерно изнашивается протектор покрышки — средняя часть сильнее.

Зачем на велосипеды ставят разные заднюю и переднюю шины?
  Роль задней шины — хорошо «грести» при разгоне или подъеме в гору. Роль передней — эффективно тормозить. В самом простом случае устанавливаются одинаковые покрышки с разным их направлением по рисунку протектора. Многие «парные» комплекты шин состоят из передней и задней шины.

 При движении по скользким дорогам необходимо учитывать тот факт, что переднее колесо обычно чуть легче срывается в снос, чем заднее. Контролировать снос переднего колеса сложнее, чем занос заднего, поэтому переднее колесо должно обеспечивать лучшее сцепление с дорогой. Для этой цели вперед может устанавливается покрышка с более развитым рисунком протектора или более широкая покрышка с заниженным, по сравнению с задней, давлением в камере.

В какую сторону должен быть направлен асимметричный рисунок протектора?
  Обычно на боковую поверхность покрышки нанесена стрелка с надписью «Drive», указывающей направление для покрышки заднего колеса, или стрелка с надписью «Rotation» для покрышки переднего колеса. Если направление установки не указано или надпись стёрта, а рисунок протектора образует букву «V», то вершина «V» на заднем колесе должна быть направлена вниз, а на переднем — вверх, если смотреть на байк спереди.

Куда поставить широкую покрышку?
  Вперед. Hа широкой покрышке спереди улучшается управляемость. Передняя покрышка должна «вытягивать» байк. У широкой покрышки больше площадь поверхности, а значит, и контакта с грунтом. Это хорошо, если грунт мягкий или сыпучий. Колесо будет меньше зарываться в него.

 Однако, широкая покрышка спереди не спасет там, где нужно добраться до твердой основы, чтобы зацепиться или где грунт слишком текуч. Это, например, грязь или снег. По ним вы будете плавать без полезного сцепления. Для такого нужна узенькая резина со спецовым рисунком.

 Сзади достаточно хорошо загребущего протектора умеренной ширины. В грязи или на снегу недостаток площади по ширине будет компенсироваться высотой протектора. Заднее колесо является ведомым по отношению к переднему. Поэтому, если переднее хорошо справляется со своими обязанностями рулящего, то заднее подтянется за ним.

Как измерить длину окружности колеса?
  Поставьте на колесе отметку (мелом, напpимеp), сопоставьте ее с отметкой на гpунте, после этого сядьте на байк и пpокатитесь по пpямой на несколько обоpота колеса. Измеpьте pасстояние, поделите на количество обоpотов, полученное число и есть pеальная длина окpужности вашего колеса.

Куда должны быть направлены эксцентрики, которыми фиксируют колёса?
  По рекомендации Shimano: передний — вверх и назад, задний — вверх и вперёд. Ручки эксцентриков должны находиться с левой стороны байка. Эксцентрики, закрытые таким способом, не сломаются при падении.

Какое нужно приложить усилие для фиксации колеса эксцентриком?
  В конце ручка эксцентрика должна поворачиваться со значительным усилием. Ручка должна оставить на ладони характерный отпечаток.

Как можно определить убитость кассеты?
Поставить новую цепь (если кассета убита, то цепь будет плохо работать). Или по форме зубов. Изначально, сторона зуба, на которую набегает цепь, более «крутая». По мере износа она становится плавной. Если зубцы остроконечные, напоминают клык, то кассета подубита. Если так на всех звездах, то кассета померла. Больше никак.

Как смазывать тросы управления?
  Протяните трос через тряпочку с консистентной смазкой или через парафиновую свечку. Кроме того, перед установкой нового торса, отшлифуйте его мелкой наждачкой. Если трос имеет тефлоновую или ещё какую-то оболочку, то наждачкой и смазкой пользоваться не стоит.

Что сделать, чтобы грипса прочно держалась на руле?
  Снять грипсу, нанести на руль полоску клея для резины или лака для ногтей, надеть ручку.

Что сделать, чтобы рубашки тросов не обдирали краску на раме?
  Наклеить на раму кусочек изоленты или оракала (оракал можно подобрать почти любого цвета). Также существуют специальные наклейки.

Что сделать, чтобы цепь не отбивала краску на правом нижнем пере рамы?
  Намотать на перо рамы кусочек старой камеры или купить специальную «защиту пера».

Как правильно переключать передачи?
  Не под нагрузкой. Ослаблять давление на педали при переключении и не прекращать крутить педали. При подъёме в горку стараться меньше переключаться, выбрать удобную для Вас передачу и ехать на ней. Байк плохо переносит переключение под нагрузкой. Можно повредить переключатель или кассету.

Как отрегулировать контакты?
  Насколько жёстким должно быть сцепление — каждый решает сам. Минимальная затяжка пружины должна быть такой, чтобы вы не могли вырвать ногу при нормальном силовом педалировании (например, заезжая, стоя на педалях, в горку). Максимальная — чтобы в любой грязи вы могли отстегнуться, не прилагая сверхусилий.

 Можно отрегулировать так: сначала затягиваем пружину так, чтобы нога выстегивалась с очень небольшим усилием, а потом за 2-3 быстрых заезда в горку дотягиваем пружину, чтобы ноги самопроизвольно не вырывались из контакта.

Что нужно знать о резьбовых соединениях?
  Резьбовые соединения вообще, и на велосипеде в частности, имеют свойство «спаиваться» или «прикипать» со временем. Чтобы избежать таких проблем в будущем, имеет смысл разобрать все резьбовые соединения в байке, очистить керосином и смазать консистентной смазкой перед сборкой. Это избавит от проблем с заменой каретки, педалей и т.д.

На каких передачах правильно ездить?
  Чтобы избежать сильного перекоса цепи, следует придерживаться следующих комбинаций:
1 — 1,2,3,4
2 — 3,4,5,6
3 — 6,7,8,9

(слева — передние звёзды, справа — задние).

Велосипедная цепь.

 Оказалось, что у меня собралось так много вопросов и ответов о цепи велосипеда (горного), что решил их выделить в отдельную статью. Говоря об износе и обслуживании цепи, я имею в виду цепь на восьмерик или девятерик (уже появился 10-к для горного велосипеда, но я не пользовался).

Сколько служит велосипедная цепь?
  Для самого распространённого дорожного велосипеда, с одной зубчатой звездой впереди и сзади – почти вечность. Скорее всего – весь срок службы велосипеда. Однако, с увеличением количества передач, используют более тонкие цепи, которые должны точнее подходить к звёздам. Система «цепь-кассета» становится менее живучей и более критичной к износу. Ресурс цепи для велосипедов с 6-ю звёздами на трещётке – примерно 4,5 – 6,5 тыс км, после чего цепь лучше заменить и можно продолжать ездить на той же кассете и системе. Для велосипедов с 8 – 9 звёздами менять цепь нужно после 1,2 – 1,7 тыс км пробега. Что более важно, цепь для 8-10 звёдной кассеты можно полностью износить за несколько сотен километров езды по жидкой грязи или мокрому песку. Берегите цепь, цепей берегитесь!

Нужно ли чистить и смазывать цепь?
  Да. Начинать всегда следует с чистки цепи, а смазывать, по возможности, только чистую цепь.

Как часто нужно смазывать цепь?
  Через каждые 50-150 км, в зависимости от условий. После дождя и/или при езде по грунту – чаще, на сухом асфальте – реже. После каждой грязевой покатушки или поездки под дождём. Перед смазкой цепь нужно очистить от старой смазки и грязи.

Чем и как лучше чистить цепь?
  Самый простой способ – чистка обычной тряпкой, сухой или пропитанной в керосине. Вместо керосина можно воспользоваться, например, WD-40 или более дешевым аналогом российского производства — ВТ-100. Большего эффекта можно достичь, чистя цепь при помощи старой зубной щетки. Довольно удобно чистить цепь при помощи специальных машинок для чистки цепи.

 Лучше всего для чистки цепи снимать её с велосипеда (если цепь имеет замочек). Грязную цепь помещают в баклагу с моющим средством или керосином, трясут пару минут. Чистая цепь не должна трещать при поперечном изгибании (песок в цепи). Если цепь отмывали при помощи моющего средства, её нужно промыть после этого водой. Чтобы достать цепь из баклаги, бутылку проще разрезать.

Алгоритм:

  • Снять цепь с велосипеда, для этого цепь должна быть с замочком. Если нету — купите, он дешёвый, но полезный.
  • Положите цепь в бутылку от Кока-Колы (или подобную)
  • Залете в бутылку 100 мл керосина или уайт-спирита
  • Закройте её крышкой и трясите 1-2 минуты
  • Аккуратно вылейте грязный растворитель в другую бутылку
  • Залейте ещё 100 мл растворителя к цепи и повторите процедуру
  • Никуда не выливайте грязный растворитель.  Оставьте его стоять в закрытой бутылке. Грязь осядет на дно и его можно будет использовать не один десяток раз.
  • Бутылку с цепью разрежьте. Достаньте цепь и вытрите её сухой тряпкой, либо бумажным полотенцем. Лучше это делать на открытом балконе или на улице.
  • Чем чище растворитель — тем меньше воняет. Самый вонючий — уайтспирит. Уайтспирит > Дизельное топливо > Керосин > Низкооктановый бензин > бензин «Калоша».
  • Не пользуйтесь высокооктановым бензином — он более токсичен (ГОСТЫ и ТУ соблюдаются не всегда и это трудно контролировать).

Чем можно смазывать цепь?
  Вопрос поставлен не правильно. Почти всё равно, чем, намного больше на её ресурс влияет то, как часто её смазывают, и как тщательно чистят перед смазкой. Смазка в цепи должна быть внутри роликов и на осях, снаружи цепь должна быть сухой. Для того, чтобы смазка попала внутрь, она должна быть жидкой, а для того, чтобы там долго удерживалась – густой.

 Лучше смазывать цепь двухкомпонентной смазкой-аэрозолем. Это удобнее и эффективнее, чем всё остальное, но довольно дорого по сравнению со стоящим копейки машинным маслом. На сезон – около 7-8$. Следите, чтобы струя масла из баллончика не попала на обода или роторы.

Как смазывать цепь наиболее эффективно?
  Перед смазкой необходимо очистить цепь. Саму цепь стоит смазывать по зазору между боковыми пластинами и роликами с обеих сторон.

 Если вы используете аэрозольный баллончик – оденьте на распылитель насадку-трубку, и, удерживая конец трубки вплотную к цепи на кассете, вращайте педали и распыляйте смазку. Для смазки достаточно одного оборота цепи. Подождите 3-5 минут, пока испарится эфир, и вытрите сухой чистой тряпкой смазку с поверхности цепи.

 Если вы смазываете цепь обычным жидким маслом, удобно использовать одноразовый медицинский шприц – расход 0,5…1 куб. см. на одну смазку. Можно смазывает каждый пин отдельно или просто держать иглу около зазора, крутя цепь педалями. После смазки стоит прокрутить цепь пол-минуты и вытереть насухо. Многие дополнительно вытирают цепь после нескольких километров движения. Не стоит заливать цепь огромным количеством масла, не вытирая его – дольше цепь от этого работать не будет, но соберет на себе много грязи.

Как ржавчина на поверхности влияет на ресурс цепи?
  Hикак (в разумных пределах). Это эстетическая проблема. Цепи уровня ХТ и ХТР не ржавеют.

Надо ли смазывать звёзды кассеты и системы?
  Нет, не надо. При набегании цепи на звезды, ролики цепи обкатывают зубья звезд. Трения между ними практически не возникает, поэтому смазывать звезды нет никакого смысла, исключая случай консервационной смазки для длительного хранения.

Как определить, нужно ли смазывать цепь?
  На слух. Если цепь начала «стрекотать» при вращении педалей под нагрузкой, значит, она нуждается в смазке, если идет мягко и тихо, смазка не нужна.

Почему цепь должна быть чистой и сухой сверху?
  На замасленную цепь очень быстро налипает много пыли и грязи, которая смалывается и, перемешиваясь с маслом, превращается в хорошую притирочную пасту, быстро изнашивающую цепь. Сухая снаружи цепь вовсе не обязательно будет сухой изнутри.

Нужно ли смывать с новой цепи заводскую смазку?
  Не нужно. Следует лишь удалить смазку с поверхности цепи, чтобы на неё не налипал разный мусор.

Как просто и быстро узнать, не износилась ли цепь?
  Ставим цепь впереди на 3-ю звезду (самую большую) и пытаемся оттянуть цепь от звезды, взявшись кончиками пальцев. Если полностью видно 2 зуба на звезде, то цепь изношена, видно 3 зуба – цепь убита.

 Если смазанная цепь продолжает издавать «стрекотание» при движении, это является признаком изношенности цепи или кассеты. Если смазанная цепь издаёт такой звук даже без нагрузки, то она крайне изношена.

 Более точный способ: натягиваем цепь легким давлением на педали, беpём линейкy и меpяем цепь от центpа любого пина до центpа 24-го пина после него. Если результат составляет:

304,8-306,4 мм – цепь в норме,
306,4-307,9 мм – цепь изношена и требует замены,
> 307,9 мм – цепь, кассета, а возможно и система изношены.

Зачем менять цепи «по кругу»?
  Если вы проезжаете в сезон больше 3-4 тыс.км, то вам приходится менять цепи. Ресурс кассеты в 2-3 раза больше ресурса цепи, но изношенная цепь очень быстро губит кассету. Достаточно проехать 300-500 км на изношенной цепи и, возможно, её придётся выкинуть вместе с кассетой.

 Чтобы повысить ресурс кассеты и цепей, не дожидаются износа цепи, когда цепь начнёт «есть» кассету, а меняют цепь на новую раньше, потом ещё раз, а потом опять устанавливают первую цепь, и т.д. по кругу.

Как менять цепи «по кругу»?
  Через 500-600 км цепь снимаем и откладываем до лучших времен. Ставим новую еще на столько же км. Потом так же третью. Потом выбираем самую короткую (при одинаковом количестве звеньев), проезжаем ещё 500-600 и т.д. Когда 3 цепи по 3 раза поменяли, выкидываем все 3 цепи вместе с кассетой (блоком задних звездочек).


источник:activelife.dp.ua


Периодичность технического обслуживания велосипеда

В принципе, универсального правила нет, потому что различаются стили езды, условия эксплуатации и личные таланты ездока по части разрушения комплектующих байка. В данной таблице приведёна периодичность обслуживания компонентов байка при условии довольно активной эксплуатации в походах, покатушках по грунту в агрессивном стиле, любительском кросс-кантри, и т.п. Подразумевается, что у вашего байка 24 или 27 передач и мягкая вилка.

Помимо написанного ниже, вы ничего не потеряете, если перед тем, как сесть и поехать, будете бегло осматривать байк на предмет повреждений и износа, проверять работу вилки, осматривать раму, проверять отсутствие повреждений тормозных тросов или гидролиний и т.д. Времени займёт минуту-две, зато оптимизма будет больше.

ДетальПеред каждой поездкойРаз в 100-150 км или после каждой поездкиРаз в 1000-1500 кмРаз в 4-5 тыс.км
или раз в год
Тормозапроверка работы


Шиныпроверка давления
внешний осмотр
Цепь
чистка, смазкачистка, смазка, проверка удлиннения
Вилка
внешний осмотр,чистка, смазка ног у сальниковчистка и смазка1замена масла2
Кассета и система
чистка
проверка износа
Тормозные колодки
проверка износа3проверка износа3
Ролики заднего переключателя
чисткачистка, смазка
Рама, обода

внешний осмотр
Рулевая колонка, педали, втулки

проверка отсутствия люфта, чистка, смазка
Тросики и рубашки

проверка исправности, чистка, смазказамена
Переключатели

чистка, смазка
Тормозные ручки, манетки, тормозные рычаги


внешний осмотр, чистка, смазка
Каретка (картриджная)


проверка отсутсвия люфта

1— В почти ежемесячной чистке и смазке нуждаются только пружинные и пружинно-эластомерные вилки. Из-за дешёвых сальников туда набивается много грязи. Чистка и смазка потребуются и после особо грязной покатушки.

2 — Для вилок с масляным демпфером. Подробнее см. инструкцию для вилки, периодичность обслуживания может быть иной.

3 — В постоянном контроле нуждаются колодки тормозов v-брейк, колодки дисковых тормозов изнашиваются в течении сезона-двух.

Если байк эксплуатируется в говнище (межсезонные слякотные дороги, мокрые грунтовки) или в особо жёстких режимах (приключенческие гонки, соревнования кросс-кантри и т.п.), то промежутки между техническим обслуживанием нужно сокращать вплоть до того, что делать полную переборку байка после особо выдающихся подвигов. Впрочем, если вы участвуете в таких мероприятиях, вы и сами всё понимаете :)

P.S. Если у вас велосипед с 24 или большим количеством передач, забудье о том, что «проехал 10000 км на «Туристе», ни разу не смазывал цепь, потом поставил новую цепь и ещё 10000 проехал на той же кассете». Ресурс цепи на восьмерик или девятерик — 1500-2000 км. максимум — в самых благоприятных условиях, при регулярном уходе. Это связано в конструктивными особенностями индексного переключения и большого количества передач. Цепь на шестерик проходит 4500-5000 км, не убивая при этом кассету. Меньше всего ухода (можно вообще не обслуживать) и дольше всего служит цепь на односкоростном велосипеде.

источник:activelife.dp.ua

читатать также : Как выбрать велосипед?

javascript://